Введение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Министерством
просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные
государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и
основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального
образовательного стандарта основного общего образования".
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует
принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями
программ начального общего и основного общего образования, а также учёта
интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут
действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся,
которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году,
будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся,
зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно
обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально
конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего
уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать,
чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное
развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам
образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на
повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный
нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная
российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для
обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с
включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и
конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование
которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к
условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых
обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для
всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым
стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься
наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер
образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного
доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.