ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Казаковской школы

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления
образования Администрации
Талицкого городского округа
_________________________
_________________________

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете,
протокол №

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Казаковская ООШ»
Л.С. Захарова __________

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

с. Казаковское, 2020
1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………....

3

Паспорт Программы развития школы…………………………………………………………

4

Раздел 1. Информационная справка о школе…………………………………………………

5

Раздел 2. Проблемный анализ состояния школы……………………………………………

8

Раздел 3. Концепция программы развития……………………………………………………

15

Раздел 4. Стратегический план развития школы……………………………………………

19

4.1.Основные направления реализации программы развития школы……….......................

20

4.2. Повышение качества оказания образовательных услуг. Переход на новые
образовательные стандарты (приложение 1)………………………….....................................

20

4.3. Обеспечение возможности самореализации личности школьника, поддержка
одаренных детей (приложение 2)………………………………………………………………

24

4.4. Совершенствование воспитательной системы школы (приложение 3)……………..

25

4.5. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса и создание
условий для их комплексной безопасности (приложение 4)…………………………………

31

4.6. Сотрудничество семьи и школы (приложение 5)………………………………………..

34

Раздел 5. Ожидаемые результаты
программы и индикаторы для оценки их
достижения………………………………………………………………………………………….

35

Раздел 6. Оценка риска и возможные варианты решения…………………………………

37

2

ВВЕДЕНИЕ
Программа развития МКОУ «Казаковская основная общеобразовательная школа» на
2020-2024 годы представляет собой нормативно-управленческий документ, являющийся
организационной основой осуществления новой модели развития образовательного
учреждения.
Система совершенствования управления сельской школой в настоящее время занимает
важное место в сфере образования. Само существование сельской школы порождено
социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд
специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности
населения на селе. Значит, будет уменьшаться и число школ с малой наполняемостью.
Экономические и социальные последствия ликвидации сельских школ в ряде случаев привели к
исчезновению целых деревень. Таким образом, сельская школа является своеобразным
селообразующим фактором.
Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что
состояние и уровень работы сельской школы существенно влияют на социальное развитие села,
закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного
и профессионального уровня сельского населения.
В результате перед школой поставлена задача создания условий для обеспечения
качественного и доступного образования независимо от места проживания, создание равных
возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты детей дошкольного
возраста, обучающихся, молодежи села. Требуются новые подходы к сохранению и развитию,
эффективному использованию базы сельских школ. Для реализации конституционного права
юных граждан села Казаковского ТГО на получение доступного и качественного образования
разработана настоящая программа обучения, воспитания, развития детей в условиях сельской
школы.
В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности
образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа
социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного
обеспечения ОУ.
Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностноориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора,
принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебновоспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования,
поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся.
В Программе определены стратегия и тактика развития, выделены главные направления,
планируемый результат, критерии оценивания программы.

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Наименование
Программы
Основание
Программы
Заказчики
Программы
Разработчики
программы
Исполнители
Программы
Основная идея
программы
Цели
Программы

Задачи
Программы

Сроки
реализации
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения ТГО «Казаковская основная общеобразовательная школа»
1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2 . Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Педагогический коллектив образовательного учреждения (далее ОУ),
родители, обучающиеся и воспитанники ОУ
Администрация ОУ
Администрация и коллектив ОУ, родители, обучающиеся и воспитанники ОУ
Формирование духовно богатой, свободной, творчески активной личности,
обладающей прочными знаниями в рамках основной школы, способной
адаптироваться к условиям современной жизни.
Создание условий для эффективного развития школы в ходе модернизации
образования как сельской малокомплектной школы в условиях введения
Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС),
обеспечивающий сельским детям равный доступ к качественному общему
образованию в соответствии с их потребностями.
1 Повышение качества образовательных услуг через введение новых
ФГОС в основной школе и совершенствование системы мониторинга
качества образования.
2. Развитие и поддержка талантливых детей.
3. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами
деятельности и поведения.
4.Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению
здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников
образовательного процесса.
5. Совершенствование воспитательной системы школы.
6. Совершенствование инфраструктуры школы, обновление материально
технической базы в соответствии с необходимыми условиями, требованиями к
организации современного качественного образования.
7.Выстраивания управленческих процессов в ОУ на принципах
государственно-общественного управления.
С сентября 2020 года до августа 2024 года
1.Создание качественно новой модели сельской школы, адаптированной к
социально – экономическим условиям.
2.Создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающих
формирование и развитие личности воспитанника, обучающегося в условиях
малокомплектной сельской школы.
3.Создание коллектива педагогов – единомышленников социально
защищенных и подготовленных к работе в современных условиях.
4.Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные средние школы или средние профессиональные учебные
заведения.
4

Контроль за
исполнением
Программы

5.Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему
народу, малой родине.
6.Сформированная система социальных партнеров школы.
7.Создание условий и механизмов перехода к качественно новой школе.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Совет
школы.
Директор ежегодно выступает с публичным докладом перед родителями,
доклад вывешивается на сайт ОУ
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Название ОУ (по уставу)

Тип и вид ОУ
Организационно – правовая форма
Учредитель
Год основания
Юридический адрес
Телефон / факс
Электронная почта
Адрес сайта
Ф.И.О. руководителя

Общая информация
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Талицкого городского округа
Свердловской области «Казаковская основная
общеобразовательная школа»
Казенное общеобразовательное - основная
общеобразовательная школа
Учреждение
Администрация ТГО Свердловской области.
1972г.
623611, Свердловская область, Талицкий район, с.
Казаковское, ул.Набережная 24
83437137118
mou_kazakovo@mail.ru
http://kazakovo.uralschool.ru/admin

Захарова Любовь Сергеевна
Структура образовательного учреждения
Коллегиальные органы
Совет школы, Педагогический Совет
Формы ученического самоуправления Детская общественная организация
Ресурсная база ОУ
Расходы на питание на одного 1500
ученика в месяц
Характеристика
помещения
(его Состояние удовлетворительное, 1970г
состояние,
год
постройки,
год
капитального ремонта)
Технологическая оснащенность
компьютера,
(количество персональных
из них - 5 подключены к сети Интернет.
компьютеров, из них в локальной
сети, в Интернете)
Библиотечный фонд (тыс. томов, в 5163
том числе учебники, художественная
литература, научно – методическая
литература, справочная литература,
периодические издания)
Спортивный зал (площадь, где
Спортивный зал 148,6 кв.м.
располагаются)
Пришкольная территория (площадь,
1743,9 кв.м.
наличие спортивных, игровых и
других площадок)
Кадры
Общее количество педагогических 9
5

работников, из них совместителей
Средний возраст
Средний педагогический стаж
Имеют: категории
Ученые степени
Правительственные награды
Почетные звания
Отраслевые награды
Победители
конкурсов
(название
конкурса, год, Ф.И.О. учителя,
результат)

43
24
1 категория - 69%
нет
нет
нет
5

Ученики
Общее количество, по уровням Дошкольная группа – 24 воспитанника
образования
1-4 кл – 28 обучающихся
5-9 кл. - 34 обучающихся
Медалисты (за 3 года)
нет
Победители
олимпиад,
смотров,
конкурсов, спортивных соревнований
(за 3 года):
 Международных
 Российских
 Региональных
 Муниципальных
(название конкурса, год, Ф.И. ученика,
класс, место)
Реализуемые образовательные программы
ООПДОО, ООПНООО, ООПООО
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Школьный
Школьный

Участие в социальных проектах
Весенняя неделя добра, Осенняя неделя добра,
«Мы помним! Мы гордимся!», «Зеленная Россия»,
«Лес Победы»,
«В здоровом теле - здоровый дух»,
« Экология и чистота в окружающем мире»

Традиции ОУ
1. День Знаний
2. День Здоровья
3. День Учителя
4. Декада пожилых людей
5. Осенний бал
6. День матери
7. Антинаркотическая акция
8. Новогодние праздники
9. Смотр песни и строя, посвященный Дню защитников Отечества
10. Праздник мам и бабушек, посвященный Международному женскому дню
11. Вечер встречи
12. Школьная спартакиада
13. Неделя добра
14. Зарница
15. Митинг-реквием, посвященный Дню Победы
16. Торжественная линейка, посвященная празднику «Последнего звонка»
6

17. Выпускной вечер
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Название
отношений

учреждения,

Награды ОУ (за 3 – 5 лет)
1. Конкурс участников программ временного
трудоустройства несовершеннолетних , 2020г,
Почетная грамота;
2.Конкурс работ в организации и проведении летней
оздоровительной кампании ,2020,2021г , Почетная
грамота ;
3. Муниципальный смотр- конкурс спортивных
сооружении и снежных городков 2020, Почетная
грамота.
Отношения с другими ОУ
форма Школы Талицкого Городского округа, обмен опытом
через кустовое методическое объединение.

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ
Показатели качества образования за 2020-2021 год
Класс
2020-2021 уч.г.
2021- 20226уч.г.
2022-2023уч.г.
4
40
18
25
9
20
0
32
Хорошую подготовку показали учащиеся выпускных классов в ходе прохождения
государственной (итоговой) аттестации. Неудовлетворительных отметок за экзамены никто не
получил.
Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы.
Предметы
2020-2021 уч.г.
2021- 20226уч.г.
Русский язык
20/100
40/100
Математика
20/100
0/100
Обществознание
60/100
География
0/60

2022-2023уч.г.
83/100
33/100
17/100
100

Трудоустройство выпускников 9 класса за последние 3 года
Учебный год
Всего выпускников
Поступили в ССУЗы
2014-2015 уч.г.
5
5
2015-2016 уч.г.
5
3
2016-2017 уч.г.
6
6

Поступили в 10 класс
0
2
0

Состояние здоровья обучающихся за 3 последние года
Группа здоровья
2020-2021 уч.г.
1 группа
2 группа
3 группа
основная
подготовительная
спецгруппа
Освобождены от уроков физкультуры

2021- 2022 6уч.г.

2022-2023 уч.г.

0
0
0
50
2
0
0

0
0
0
44
2
0
0

0
0
0
60
0
0
0

Социальный состав семей обучающихся за 3 последние года
7

Всего учащихся
Всего семей по школе
Полные семьи
Неполные семьи
Многодетные семьи: с 3-4 детьми
Малообеспеченные
Опекаемые
Дети группы риска
Неработающие родители
Дети, занимающиеся в кружках и
секциях
Дети дошкольного возраста
Образовательный уровень родителей
Родители с высшим образованием
Со средне специальным образованием
Со средним образованием

2020-2021 уч.г.
60
42
12
24
14

2021- 20226уч.г.
52
35
23
12
11

2022-2023уч.г.
46
33
20
11
9

30
0
0
13
39

27
0
3
15
42

21
0
0
8
37

15

15

16

0
16
10

0
16
10

0
12
15

Успешное сотрудничество школы и семьи, выработка единых подходов к воспитанию
детей способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психологопедагогической компетентности в семейном воспитании.
Количество обучающихся, состоящих на учете
Учебный год
Внутришкольный учет Подразделение по делам несовершеннолетних
2020-2021 уч.г.
8
0
2021-2022 уч.г.
6
2
2022-2023 уч.г.
4
1
Реализация программы развития образования школы на период 2.г. избранные
администрацией и педагогическим коллективом путь обновления содержания и методов
педагогической деятельности позволил школе работать стабильно, добиваясь уровня
планируемых результатов, позволил усовершенствовать потенциал системы образования в
школе, выделить проблемы и создать основу для дальнейшего её развития.
Проблемы, на решение которых направлена программа развития.

8

Требования
социального
заказа
вариативных
групп социальных
заказчиков
1. Качество
образования

Соответствие результатов деятельности
ОУ социальному заказу
Положительные
«+»

Отрицательные
«-»

-переход на новые
ФГОС

- несоответствие
материальнотехнической базы
требованиям
стандартов

- итоговая
аттестация в новой
форме имеет
положительные
результаты
- 100%
выпускников
поступают в
ССУЗы

- не все педагоги
используют
инновационный
подход в
образовательном
процессе

- участие в
школьном и
муниципальном
этапах
всероссийской
олимпиады

- недостаточная
активность
учителей детей,
родителей во
внеурочной
деятельности

- участие в очнозаочных
муниципальных,
региональных и
всероссийских
конкурсах

Причина возникновения
проблем (в результатах,
Проблемы в
деятельности ОУ

- Как повысить
активную
созидательную
позицию всех
участников
образовательного
процесса?

в образовательном
процессе, в условиях
обеспечения деятельности
ОУ)
-низкий уровень
образованности
родителей
- снижение мотивации к
учебной деятельности у
обучающихся

Предполагаемые
способы решения
проблем

- создание условий для
творческого роста
педагогов, развития
потенциала личности
ребенка, активного
участия родителей в
образовательном
процессе
-реализация программы
предпрофильного
обучения
- Поиск и апробация
новых подходов к
оцениванию учебных
достижений
обучающихся.

- за последние 3
года снизилась
успеваемость, в
т.ч. качественная

9

2. Развитие
- Призовые места в
системы поддержки муниципальных
талантливых детей конкурсах

- Низкий процент
участия детей и
педагогов в научноисследовательской и
проектной
деятельности

Отсутствует система
работы с
талантливыми детьми

- большая учебная нагрузка
учителей
- удаленность ОУ от
культурных и
образовательных центров.
- низкая мотивация
обучающихся и их
родителей

- привлечение педагогов к
прохождению курсовой
подготовки по
использованию ИКТ
- Создание в школе,
информационного
пространства, которое
будет способствовать
повышению
информированности и
профессиональной
компетентности
педагогов;
- выработать механизм
учета индивидуальных
достижений обучающихся
- использовать
возможности
дополнительного
образования для развития
системы поддержки
талантливых детей

3.
Совершенствование
учительского
корпуса

- в школе работают
педагоги: с высшим
образованием – 88%,
и первой
квалификационной
категорией – 55%
-Педагоги повышают

- Коллектив школы
не пополняется
молодыми
специалистами
- преобладает
репродуктивный
подход к

- недостаточная
мотивация к
повышению уровня
квалификации
педагогов

- большая нагрузка у
педагогов
- синдром
«профессионального
выгорания»
- предпенсионный возраст
педагогов

- положения о
стимулировании
педагогического труда,
- курсы повышения
квалификации
- участие в
профессиональных
10

4. Сохранение и
укрепление
здоровья

квалификацию

преподаванию

- Выступления
педагогов по обмену
опытом на школьных,
районных МО и
конференциях

- не все педагоги
принимают участие
в профессиональных
конкурсах

-Участие в
профессиональных
конкурсах

- недостаточное
применение
современных
образовательных
технологий

- введен
дополнительный час
физической культуры в
1-9 классах

- повышение
процент
заболеваний у
обучающихся

- динамическая пауза в
1 классе
- сотрудничество с
ФАП с. Казаковское
(беседы, практикумы,
медосмотры)
- активно проводится
внеурочная спортивнооздоровительная работа
- организовано горячее
питание для
обучающихся

Недостаточный
уровень условий для
создания
здоровьесберегающей
среды в школе,
отсутствие системы
оценки
положительных и
отрицательных
тенденций, влияющих
на самочувствие и
здоровье
обучающихся и
воспитанников.

- недостаточный уровень
стимулирования педагогов,
работающих по
инновационным
направлениям

конкурсах

- Отсутствие у родителей
потребности в здоровом
образе жизни,
положительного личного
примера для детей

- Повышение
информированности и
технологической
грамотности учителя в
вопросах
здоровьясбережения

- недостаточное внимание
педагогов к улучшению
здоровья обучающихся в
режиме учебного дня
- отсутствует ставка
школьного медицинского
работника и психологалогопеда.

- Развитие спортивной
базы школы.
- Создание в рамках
школы целостной
здоровьесберегающей
среды, охватывающей
физический, психический,
духовно-нравственный
аспекты жизни школьника.

11

5. Взаимодействие
с родителями, с
социумом

- активная
деятельность Совета
школы
- сотрудничество с
учреждениями
социума

6. Воспитательный
процесс

- Создана детская
организация «МиД»
- нет детей,
состоящих на учете в
ПДН
- сотрудничество с
учреждениями
дополнительного
образования и
социума
- создан школьный
музей

- низкий процент
участия родителей в
образовательном
процессе

Привлечение
родителей к
сотрудничеству со
школой

- противоречивость
требований
родителей и
педагогов к детям

Повышение роли
государственнообщественных
органов в управлении
школой

- наблюдается
формализация в
работе классных
руководителей и
снижение
активности в
проведении
воспитательной
работы

Как оградить ребенка
от негативного
влияния социума,
СМИ, от
«неправильного»
семейного
воспитания?

- негативное влияние
социума, СМИ,
отдельных
родителей на
мировоззрение
ребенка и
формирование
нравственных
качеств личности.

- недостаточный уровень
образования родителей и
представителей социума
- отсутствие
промышленных и
сельскохозяйственных
предприятий в селе

- большая учебная нагрузка
у педагогов
- отсутствие ставки
заместителя директора по
воспитательной работе

- Усовершенствовать
программу
«Сотрудничество семьи и
школы»

- Совершенствование
воспитательной
деятельности педагогов
ОУ в рамках требований
НОИ «Наша новая школа»
и ФГОС

- низкий социальный статус
- разработать программу
большинства семей
родительского всеобуча

- активней использовать
воспитательные
возможности учреждений
дополнительного
образования и социума

- снижение
читательского
интереса
12

обучающихся
7. Материальнотехническое
обеспечение

- Имеется
компьютерный класс,
мультимедийные
установки, аудио и
видео аппаратура
- учебные кабинеты
оборудованы в
соответствии с
санитарногигиеническими
требованиями
- имеется выход в
Интернет

- требуется замена
оконных блоков,
дверей, ограждение
вокруг школы
(сумма 1 390
000,00руб.)

Материальнотехническое
обеспечение ОУ не
вполне соответствует
современным
требованиям

- Недостаточное
финансирование
материальной базы ОУ

- привлечение бюджетных
и внебюджетных средств,
спонсорской помощи для
развития материальнотехнической базы ОУ.

- необходимо
проведение ремонта
помещения (
1 200 000,00 руб.)
- Капитальный
ремонт спортивного
зала (1 500 000,00
руб.)
Лингафонная
кабинка (300 000,00)
Оборудование для
оснащения кабинета
«Светофор»
(90 000,00)
Системные блоки,
интерактивные
доски, принтер,
проектор
(150 000,00)

13

14

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Краткое теоретическое обоснование идеи развития
Образование детей и молодежи в современном российском обществе происходит в
условиях модернизации и инновационного развития. Изменения, происходящие в
обществе, выдвигают новые требования к системе образования. Образование сегодня
превратилось в человеческий капитал. Повысились требования потребителя к
качеству человеческого капитала, т.к. образование рассматривается как ядро карьеры всей
жизни. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса и должно быть ориентировано на
обеспечение
самоопределения
личности,
создание условий для самореализации. В обществе возник новый социальный заказ:
вместо послушных исполнителей, работающих по устоявшейся традиции, стали
востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески
решающие возникающие проблемы.
Обострение социально-экономических проблем в России и, как следствие,
ухудшение демографической ситуации привели к образованию классов с низкой
наполняемостью учащихся.
Недостатки школы:
 отсутствие параллельных классов;
 отсутствие одного или нескольких классов;
 объединение начальных классов в один или два класса комплекта;
 безальтернативность образовательного пространства.
 недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
 малочисленность учительского состава;
 малочисленность родительского коллектива;
 полифункциональность деятельности сельского учителя.
 многопредметность и многопрофильность преподавания (многие
учителя ведут предметы не по своей специальности);
 особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы
обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;
 малочисленность сельской школы затрудняет и ограничивает выбор
форм и методов воспитания и обучения в коллективе;
 «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно
развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко
посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не
имеют возможности изучения опыта своих коллег.
В то же время сельская школа становится более гибкой и мобильной, имеет большие
возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса и его
направленности на личность. Главными преимуществами такой школы являются:
 индивидуальный подход в обучении;
 небольшая наполняемость классов;
 возможность более тесного общения детей и педагогов;
 возможность постоянного разновозрастного общения детей;
 осуществление непосредственной связи с родителями;
 тесная связь с народными традициями;
 большая значимость трудового воспитания;
 слитность с природным окружением.
Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает
более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.
Все эти особенности с е л ь с к о й школы создают предпосылки для того, чтобы
создать в школе атмосферу
психологического комфорта, сделать
образовательновоспитательный процесс более эффективным.
15

Обладая ценностью индивидуального развития человека, школа становится
организатором развивающей учебно-воспитательной среды, главное назначение которой
состоит в том, чтобы в этой среде каждый обучающийся, по возможности, начал проявлять
свою
мыслительную
активность
в
рассуждении,
воображении, догадках, в
коммуникации, мотивированно включаясь в различные виды работы. Развивающая учебновоспитательная среда учебного заведения представляет систему деловых и межличностных
взаимоотношений, выступающую условием и критерием развития человека в
интеллектуальной, социальной и личностной сфере.
Создание развивающего пространства в школе позволяет ребенку осознать
собственные возможности, проявить инициативу, всесторонне реализовывать себя и
формировать компетенции, необходимые для успешной социализации.
Школа определяется нами как частный случай массовой образовательной школы, где
должно быть место каждому ребенку независимо от его индивидуальных
психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Во главу угла
программа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся
Концепция отражает новый этап в развитии школы. Существует острая
потребность в образовательных учреждениях на селе, которые способны бережно хранить
нравственные ценности,
воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь
и уважение к прошлому своей страны, своих предков.
При организации образовательного процесса необходимо учитывать и специфику
сельского социума:
 социокультурная среда села более консервативна, чем в городе;
 сельская
школа,
объединяя
интеллигенцию,
является
образовательным и культурным центром, оказывает значительное влияние
на формирование духовного облика жителей села;
 на селе сохраняется более низкий
уровень
образования
родителей, следовательно, более низкий уровень культуры взрослых, которые
окружают ребенка - это сказывается на развитии способностей, уровне
знаний и кругозоре детей;
 ограничены возможности для самообразования и
самостоятельного
культурного роста: меньше фонды библиотек, меньше кружков по интересам,
мало СМИ, сложнее попасть в театры, музеи - этот фактор оказывает влияние
не только на детей, но и на педагогов;
 сельский школьник более приближен к природной среде - это
положительно влияет на формирование личности ребенка, но постепенно
теряются традиции сельского жителя, самобытность языка;
 ограничивается круг общения детей, развитие их коммуникативных
умений, способности быстро ориентироваться в новой среде.
Миссия школы
Определяя миссию школы, мы исходим из общепринятого в научнопедагогической литературе понятия «Миссия-это принятое школьным сообществом и
официально-декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о
его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки
и направления, внутри которых определяются стратегические цели».
Школа видит своё предназначение в создании развивающего учебно-воспитательного
пространства детства, главной ценностью которого является личность ребенка,
позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием и образованием детей
с предшкольной подготовки (3 - летнего возраста) и до пятнадцати лет (выпускной
класс основной школы), отслеживанием «карьерного роста» выпускников, их успешности.
Только единый социокультурный комплекс
способен бережно хранить нравственные
ценности, растить в своих воспитанниках высокие духовные потребности, удовлетворять
запросы общества: готовить российского делового человека-умельца, отличавшегося
творчеством, предприимчивостью, крепкой духовной силой, высокими моральными
16

качествами. Исходя из концепции развития школы и с учетом запросов и проблем
современного общества, мы выстраиваем идеальную модель выпускника по уровням
обучения.
Выпускник дошкольного уровня образования должен иметь:
1 Соответствующее физическое развитие:
 развитые двигательные и моторные навыки;
 сформированные культурно-гигиенические навыки;
 физическую работоспособность.
2.Социально-личностное развитие:
 положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;
 уверенность в своих возможностях;
 коммуникативная и социальная компетентность;
 умение управлять своим поведением.
3. Познавательно-речевое развитие:
 правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух;
 достаточный словарный запас;
 познавательная активность, любознательность.
4. Художественно-эстетическое развитие:
 эмоциональная отзывчивость на красоту природы;
 способность к творчеству.
Выпускник начального уровня обучения должен:

освоить общеобразовательные программы по всем предметам школьного
учебного
плана
на
уровне
требований
федерального
государственного
образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников начальной школы;

овладеть навыками учебной деятельности: уметь работать по заданному
алгоритму, овладеть пооперационным контролем учебной работы, своей и товарища,
оценивать учебные действия (свои и чужие) по образу оценки учителя;

овладеть разными видами чтения: выборочным, комментированным и по
ролям. Темп чтения – 80-90 слов в минуту;

уметь работать со словарями, при изучении нового материала
самостоятельно составлять план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов, при
контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации;

в технике устной и письменной речи: отвечать на вопросы личного
характера, связанные с темой; вести диалог на основе увиденного: картины,
видеофильма, иллюстраций; уметь отвечать по готовому плану; самостоятельно
строить небольшой рассказ; уметь пересказать главное из прочитанного текста; уметь
передавать свое впечатление о радио- теле- видео передачах;

в технике письменной речи владеть новыми видами письменных работ:
письмо товарищу, дневниковые записи и т.д.;

овладеть основами личной гигиены, соблюдать режим дня;

овладеть основами трудовых навыков: дежурство по классу.

Выпускник, получивший основное общее образование, это человек:

освоивший общеобразовательные программы по всем предметам
школьного учебного плана на уровне требований федерального государственного
образовательного стандарта;

овладевший знаниями в области культуры, истории России ,гражданин и
патриот своей родины;
17


воспитанный на основе нравственных традиций русского и казахского
народа;

активный, целеустремленный, умеющий преодолевать трудности,
отстаивать свою точку зрения;

любящий свою семью, почитающий родителей, гуманный и
милосердный;

владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и
эстетическим вкусом;

социально активный, готовый нести ответственность за свои действия,
имеющий чувство собственного достоинства;

уважающий традиции народов России, национальные убеждения и
религиозные обычаи людей;

здоровый физически, психически и духовно;

обладающий глубокими и прочными знаниями по различным
дисциплинам, развитым интеллектом;

трудолюбивый и способный к самореализации в
различных
видах
деятельности;

определивший дальнейшую траекторию своего обучения.
Образ педагога
Сегодня школе нужен новый учитель, к нему также предъявляются серьезные
требования. Только учитель - профессионал сможет воспитать высоконравственную
личность. А в условиях сельской школы это практически единственная возможность. Новые
учителя:
 чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников;
 организаторы, менеджеры обучения, исследователи, управленцы,
наставники, консультанты, руководители проектов;
 владеют новыми методами работы, работают в команде с
другими профессионалами;
 новые учителя не только учат, но в первую очередь создают
условия
для запуска
процессов
саморазвития,
самоопределения,
самопознания у своих учеников;
 учителя, которые не паникует от каждого изменения в программах,
учебных планах, склонны к инновациям, способны воспринимать новое;
 имеют высокий уровень квалификации по своей специальности,
владеют, в достаточной мере, смежными профессиями, специальностями, что
позволяет выполнять целый комплекс работ;
 коммуникабельны, умеют работать в коллективе, находчивы,
деликатны;
 работоспособны, организованы;
 инициативны, стремятся к саморазвитию.
Модель желаемой школы нам видится в следующем образе.
Это сельская школа, способная реализовать задачи современного образования и
воспитания, создающая все условия для личностного и образовательного роста ребенка,
обеспечивающая доступность качественного дошкольного, начального и основного общего
образования в интеграции с дополнительным образованием. В этой школе эффективно
используются инновационные программы; высок процент воспитателей и учителей,
владеющих современными образовательными технологиями; создаются равные стартовые
возможности для всех воспитанников и обучающихся; создается безопасная среда для
комфортного пребывания всех участников образовательного процесса; обеспечивается
положительная динамика показателей сохранения здоровья на всем периоде пребывания и
обучения детей в школе; реализуются возможности государственно-общественного
управления школой.
18

Принципы деятельности образовательного учреждения
Проектирование образовательного процесса в малокомплектной школе и управление
реализацией стратегических задач определяется рядом принципов, которые разделяет
педагогический коллектив школы.
Принцип сотрудничества предполагает построение в школе взаимоотношений на основе
компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении учителей,
повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии всех
участников образовательного процесса.
Принцип развивающего обучения предполагает отказ от репродуктивных методик и
применение методов творческой мыслительной деятельности самообразования обучающихся;
развитие умственных способностей;
использование
новейших
педагогических
технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.
Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития
способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе личных планов,
программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышение учебной
мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка.
Принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у обучающихся
склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на
различном уровне в зависимости от личных способностей ребёнка.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные»
отношения повторения и учения на всех уровнях образования.
Принцип вариативности предполагает использование системы вариативных программ
внеурочной деятельности, курсов по выбору, позволяющих осуществлять комплексное
образование обучающихся, которое дает
выпускникам школы возможность
дальнейшего самоопределения.
РАЗДЕЛ 4 . СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Этапы реализации программы
1. Подготовительно - организационный (сентябрь 2017–август 2020 г.).
Разработка текста программы, ее общественное обсуждение и экспертиза, обсуждение
окончательного варианта программы. Подготовка необходимого обеспечения ресурсов,
необходимых для выполнения основного этапа программы.
2. Основной этап (сентябрь 2017 –август 2019 г.)
Выполнение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития
образовательного учреждения
3. Аналитический (сентябрь 2019 – август 2020 гг.).
Анализ и рефлексия достигнутых результатов. Самоконтроль, экспертная оценка,
обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего развития школы
Цели и задачи Программы.
Цель: Создание условий для эффективного развития школы в ходе модернизации
образования как сельской школы в условиях введения ФГОС, обеспечивающий сельским
детям равный доступ к качественному общему образованию в соответствии с их
потребностями.
Задачи:
1.
Повышение качества образовательных услуг через введение
новых ФГОС в основной школе и совершенствование системы мониторинга
качества образования.
2.
Развитие и поддержка талантливых детей.
3.
Создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками,
мотивами деятельности и поведения.

19

4.
Создание целостной системы, способствующей сохранению,
укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех
участников образовательного процесса.
5.
Совершенствование воспитательной системы школы.
6.
Совершенствование
инфраструктуры
школы,
обновление
материально-технической базы в соответствии с необходимыми условиями,
требованиями к организации современного качественного образования.
7.
Выстраивания управленческих процессов в ОУ на принципах
государственно-общественного управления.
4.1. Основные направления реализации программы развития школы
 Повышение качества оказания образовательных услуг. Переход на новые
образовательные стандарты (приложение 1)
 Обеспечение возможности самореализации личности школьника,
поддержка одаренных детей (приложение 2)
 Совершенствование воспитательной системы школы (приложение 3)
 Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса
создание условий для их комплексной безопасности (приложение 4)
 Сотрудничество семьи и школы (приложение 5)
Приложение 1
4.2. Повышение качества оказания образовательных услуг.
Задачи:
1. Развитие независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на
проведение мониторинга достижений учащихся.
2. Совершенствование и расширение комплекса учебных курсов.
3. Развитие системы дополнительных занятий, способствующих повышению мотивации к
изучению основных общеобразовательных предметов.
4.Совершенствование условий для переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников.
Приоритетные направления работы для повышения качества образовательных услуг:
1. В части обновления содержания образования и повышения качества
образования:
 обеспечение 100 % выполнения учебных программ по всем учебным предметам;
 разработка системы независимой промежуточной аттестации
обучающихся с
использованием технологий контрольно-измерительных материалов на школьном уровне;
 обеспечение повышения качества обученности обучающихся по результатам
региональных контрольных работ (4 класс) не ниже среднерайонных показателей;
 обеспечение 50% качественной подготовки выпускников к государственной
итоговой аттестации;
 реализация содержания, форм и методов образования (обучения и воспитания)
учащихся на основе принципов вариативности и индивидуализации, включая предпрофильную подготовку с 8 класса;
 организация проектной деятельности обучающихся;
 проведение мониторинга качества образования и уровня удовлетворённости
качеством образовательного процесса его участниками.
2. В части подготовки к переходу на ФГОС второго поколения:
- разработка нормативных локальных актов школы, обеспечивающих введение
ФГОС второго поколения на третьем уровне обучения;
 обсуждение мер по реализации плана введения ФГОС второго поколения на
педагогическом совете и общешкольном родительском собрании;
 планирование и реализация методического сопровождения учителей, педагогов
дополнительного образования;
 прохождение педагогами курсов повышения квалификации;
20

Цель: Обеспечить
высокие
результаты
по
достижению
выпускником
общеобразовательной школы знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Задачи

Содержание

Организационные

Ответственные

Разработка программы «Переход на новые
ФГОС основного общего образования»
Разработать систему
Анализ воспитания и развития качеств
обучения,
личности, отвечающих требованиям
обеспечивающую
информационного общества
готовность и
Анализ запросов семьи как
способность
участницы образовательного процесса в
обучающихся к
обучении школьников
саморазвитию.
Анализ особенностей личностного психологопедагогического развития учащихся основной
школы
Реализация стратегии
Разработка содержания и определяющих
социального
технологий образования на основе
проектирования и
образовательных потребностей и запросов
конструирования
участников образовательного процесса.
Осуществление развития Разработка эффективной системы учета
личности обучающегося достижений ученика.
на основе освоения
универсальных учебных
действий, познания и
освоения мира
Систематизация
Выявление и развитие способностей
образовательнообучающихся
воспитательных целей и
видов деятельности

Зам. директора
по УР

Реализация
разнообразия
индивидуальных
образовательных
траекторий
путей
их достижения
индивидуального
развития каждого
обучающегося (включая
одарённых детей и детей
с ограниченными
возможностями
здоровья).
Расширение зоны
ближайшего развития
учащихся

Организация общественно полезной
деятельности, социальных практик с
использованием учреждений дополнительного
образования детей

Зам. директора
по УВР,
классные рук.

Работа над повышением
мотивации к обучению
школьников.

Заполнение Портфолио учащихся, разработка
Положения о стимулировании учащихся

Зам. директора
по УР

Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по УВР,
классные рук.

Зам. директора
по УВР,
Учителя

Разработка социальных проектов,
Классные
обеспечивающих рост творческого потенциала, руководители
познавательных мотивов, обогащающих формы
учебной деятельности.
Зам. директора
по УВР,
Учителя
21

Создание банка
современных методов
изучения личностных
результатов учащихся.

Использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий
деятельностного типа.

Зам. директора
по УВР,
Учителя

Обобщение опыта
развития личности
обучающегося на основе
освоения универсальных
учебных действий,
познания и освоения
мира.
Обобщение опыта
участия обучающихся,
их родителей и
общественности в
проектировании и
развитии
внутришкольной
социальной среды

Включение обучающихся в процессы познания
и преобразования социальной среды района.

Все субъекты
образования

Участие учеников в организации
интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектноисследовательской деятельности.

Зам. директора
по УВР

Ожидаемые результаты:
 рост
качества образования,
успешное освоение
100%
о б учающимися
образовательной программы;
 достижение высокого уровня предметной обученности обучающимися школы;
 достижение личностных результатов учащихся - готовность и способность
обучающихся к саморазвитию;
 обретение метапредметных результатов - освоение обучающимися универсальных
учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
 повышение самооценки учащихся.
3. В части повышения квалификации кадров и развития педагогического
коллектива:
 увеличение количества педагогов, использующих инновационные технологии;
 доведение уровня предметной переподготовки учителей в объёме не менее 72 часов
до 100%, используя для этого различные формы переобучения, в том числе
дистанционное;
 доведение уровня сертифицированной базовой обученности педагогов ИКТ не ниже
90%;
 организация предметной переподготовки педагогов по проблемам развития
современного образования;
 организация работы по аттестации педагогических кадров в новых условиях;
 формирование позитивного социального и профессионального имиджа педагога;
 участие в профессиональных внешкольных конкурсах педагогического мастерства;
 организация и проведение школьных конкурсов профессионального мастерства; проведение мониторинга профессиональных потребностей педагогов школы.
Цель: Создать структуру эффективного управления, обеспечивающую качественное
функционирование образовательного учреждения,
разработать систему развития
кадрового потенциала учительского корпуса, пополнения стимулов для лучших
педагогов, постоянного повышения их квалификации.
Задачи

Содержание

Ответственные
22

Создать условия для
Продолжить работу по обобщению опыта работы
развития учителя, как педагогов, создание банка инновационных
необходимого фактора технологий учителя
успешности ученика.

Администрация

Создать эффективную
модель непрерывного
образования педагогов
с учетом потребностей
современного
образования

Администрация
Педсовет

Овладение и совершенствование базовых
компетенций преподавателей.
Участие в работе виртуальных объединений
учителей – предметников.
Обучение на дистанционных курсах повышения
квалификации.
Участие в профессиональных конкурсах разных
уровней.
Совершенствовать
Совершенствование системы внутришкольного
систему поощрения
контроля на основе эффективного использования
творчески работающих информационно-коммуникационных технологий в
педагогов
рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование критериев оценки труда
педагогов.
Оснащение учебных кабинетов современным
высокотехнологичным учебным оборудованием.
Самопроектирование
Поддержка инновационных поисков педагога,
личностного и
развитие
культур самоанализа и анализа
профессионального
собственной деятельности
роста педагогов
Создание режима потребности в презентации
своих успехов через проведение открытых уроков
с использованием современных педагогических
технологий, видеозаписи уроков, публикации своих
разработок в периодической печати различного
уровня

Администрация

Администрация
Педсовет

Ожидаемые результаты:
 рост качества образования, успешное освоение 100% учащимися образовательной
программы;
 становление новой системы повышения квалификации педагогических кадров,
основанной на новых содержаниях и информационных технологиях;
 повышение результатов педагогической деятельности, активное использование
возможностей современных информационных и коммуникационных технологий 100%
педагогов школы;
 создание банка данных «Инновационный опыт системы образования ОУ в условиях
обновления содержания образования»;
 увеличение
количества
творчески
работающих
учителей,
участников
профессиональных конкурсов;
 создание профессиональной команды, эффективно решающей задачи развития в
школе;
 приобретение опыта самостоятельного творчества и самовыражения.
4. В части методического обеспечения образовательного процесса:
 работа по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в
области обучения и воспитания детей;
 работа по изучению и внедрению компетентностного подхода в образовании; пополнение банка методических материалов общего доступа;
 пропаганда и распространение успешного опыта работы учителей школы.
23

Приложение 2
Обеспечение возможности самореализации личности школьника, поддержка
одаренных детей.
Задачи:
1. Выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического
развития личности.
2. Создание системного подхода в работе с одаренными детьми на всех уровнях
обучения и обеспечение возможности для способных обучающихся реализации
индивидуальных образовательных маршрутов через различные формы обучения, включая
дистанционное и др. формы.
3. Повышение квалификации и уровня профессионализма педагогов для обеспечения
высокого качества образования обучающихся школы через различные формы и технологии
обучения.
4. Определение качества образования через развитие независимых форм оценивания и
реализацию мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений
обучающихся.
1. Формы работы с одаренными учащимися в начальной школы:
 творческие мастерские;
 проекты;
 кружки по интересам.
2. Формы работы с одаренными детьми в среднем звене:
 олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;
 участие в предметных неделях;
 учебно-исследовательская деятельность;
 научно-практические конференции;
 сотрудничество
с
образовательными
учреждениями
среднего
профессионального образования;
 предпрофильная подготовка.
Этапы и содержание деятельности направления «Одаренные дети»
Этапы реализации
Содержание деятельности
Цели деятельности
ДиагностикоМониторинг одаренности.
Создание банка данных по
прогностический,
Изучение нормативной базы.
одаренным детям.
методологический
Разработка программы работы Создание банка творческих
с одаренными учащимися.
работ учащихся. Создание
Разработка структуры
банка текстов олимпиад и
2019- 2020 год
управления программой,
интеллектуальных конкурсов.
должностных инструкций,
Разработка рекомендаций для
распре-деление обязанностей.
учителей по работе с
Анализ материальноодаренными детьми.
технических,
кадровоЭкспериментальный
Апробация
системы
работы с
Выявление одаренных детей на
методических
условий
одаренными обучающимися.
ранних этапах развития.
реализации программы.
Организация системы учебно2021 - 2022 годы
исследовательской
деятельности учащихся.
Активное использование
практико-ориентированных
методик.

24

Переход в режим
функционирования
2022 - 2023 учебный год

Достижение преемственности
в воспитании и развитии детей
на всех этапах обучения в
школе.
Коррекция затруднений
педагогов в реализации
программы. Обобщение
результатов работы школы.
Анализ итогов реализации
программы.

Создание банка
педагогического опыта в
работе с одаренными детьми.
Обобщение опыта работы с
одаренными детьми.
Внедрение в практику работы
рейтинга учащихся.

Ожидаемые результаты :
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
2. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми в начальной и основной
школе.
3. Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
через различные формы образования.
4. Курсовая переподготовка педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми
Приложение 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Цель: Выстраивание широкой и разноуровневой сети дополнительного образования
(дополнительных образовательных услуг) в свете требований новых ФГОС, создающих
оптимально благоприятные условия для свободного и максимального удовлетворения
разнообразных образовательных потребностей обучающихся, родителей и социума.
Содержание деятельности
1.создание единой мониторинговой системы уровня воспитанности
школьников,
удовлетворенности
участников
микросоциума
воспитательной системой школы.
2.повышение ответственности родителей за воспитание своего ребенка
через
систему
просветительских,
коррекционно-развивающих
мероприятий.
3.развитие школьных традиций.
4.корректировка годового плана праздников, фестивалей, конкурсов с
учётом возможностей школы.
5.деятельность детской общественной организации «МиД» в условиях
школы.
6.развитие ученического самоуправления
7.организация
работы
методического
объединения
классных
руководителей.
«Повышение уровня воспитательной работы в школе».
Цель: Создание эффективной системы воспитания в сельской школе.
Задачи
Организационные

Содержание
Проведение ежегодных педагогических
советов по актуальным вопросам
воспитания.
Совершенствование методической
работы воспитателей и педагогов
дополнительного образования.

Ответственные
Администрация

25

Организация внеурочной
деятельности

Разработка и апробирование новых
форм, методик организации
разноплановой досуговой деятельности:
– социальное проектирование;
– ролевые игры.
Обеспечение комфортных,
Обеспечение условий обучающимся для
безопасных, кадровых,
участия в творческих конкурсах,
материально-технических условий олимпиадах во внеклассной работе
для реализации в образовательном Организация кружковой работы и т.п.
учреждении воспитательной
деятельности.

Обучение воспитателей
технологии обобщения опыта
работы и методическое
сопровождение инновационного
опыта воспитательной работы в
школе.

Становление школы как субъекта
профилактической работы с
детьми

Развитие детской
самостоятельности,
самоуправления

Зам. директора
по УВР,

Зам. директора
по УВР
Методическое
объединение
классных
руководителей
Педагоги доп.
образования
А.А.,
Оказание научно-методической помощи Токушев
Администрация
Хасенов С.Н..
и обеспечение технологического
сопровождения деятельности
воспитателей.
Выявление проблем и трудностей в
деятельности воспитателей, изыскание
путей их устранения
Разработка листа оценивания
деятельности
воспитателей,
разработка
Изучение
и внедрение
технологий
Ответственный
механизма
поощрения
лучших
коррекционной психологоза работу с
воспитателей социальной помощи
педагогической,
трудными детьми
детям и семьям, находящимся в трудной (Соц педагог.)
жизненной ситуации. Мониторинг
уровня воспитанности и ценностных
ориентиров
Обновление обучающихся.
школьного сайта.
Учитель биологи
Проведение конкурса «Лучший класс
года», «Ученик года».

Прогнозируемые результаты:

создание эффективной системы воспитания в сельской школе;

совершенствование навыков социализации путём установления
дружеских связей с обучающимися соседних школ;

повышение творческой активности обучающихся и учителей,
максимальный охват различными формами деятельности учащихся, рост
мотивации всех участников образовательного процесса;

повышение уровня воспитанности и личностный рост каждого
обучающегося;

готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию
решения, усиление ответственности за последствия своих поступков;

повышение роли семьи в воспитании детей;

увеличение количества школьников, вовлеченных в кружковую
работу;

анализ мониторинга, разработка диагностик для определения
трудностей деятельности классных руководителей, создание листа оценивания
для материального стимулирования;

создание банка методических копилок, инновационного опыта
воспитательной работы активно работающих классных руководителей;

привлечение общественности, СМИ для создания воспитательного
пространства по месту жительства ребенка;
26


профилактика
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних;

организация занятости учащихся в каникулярное время,
волонтерское движение;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и
подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
« Гражданско - патриотическое воспитание»
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами
Задачи:

повышение качества функционирования системы гражданскопатриотического воспитания;

развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания
на основе новых информационных технологий;

формирование у обучающихся ответственности, гражданской
активности, стремления к самореализации;

воспитание толерантности;

формирование чувства гражданского долга;

ответственности за последствия своих поступков;

повышение роли семьи в воспитании детей;

увеличение количества школьников, вовлеченных в кружковую
работу;

анализ мониторинга, разработка диагностик для определения
трудностей деятельности воспитателей, создание листа оценивания для
материального стимулирования;

создание банка методических копилок, инновационного опыта
воспитательной работы активно работающих воспитателей;

привлечение общественности, СМИ для создания воспитательного
пространства по месту жительства ребенка;

профилактика
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних;

организация занятости учащихся в каникулярное время,
волонтерское движение;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и
подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы
на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан РФ»
Духовно-нравственное.
Осознание обучающимися в
процессе
гражданскопатриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и
явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном
селе, городе, районе.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование
правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий
и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к
27

служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к
государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и
культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите,
изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий
физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к
защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей
обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному
творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского и
татарского народа.
Основные формы работы по реализации гражданско-патриотического воспитания
 тематические классные часы;
 посещение музеев области и района;
 изучение истории своей семьи, семейных традиций;
 изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы; - кружковая
работа;
 проведение общешкольных мероприятий;
 проведение акций «Пожилой человек», «Мы помним о Вас», и участниками
боевых действий в горячих точках;
 участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Механизм реализации гражданско-патриотического воспитания
Направление
Научнометодическое
обеспечение

Мероприятие
Систематизация нормативной базы
(федеральные программы,
образовательные программы,
программы дополнительного
образования, методические письма)
Изучение позитивного опыта
деятельности образовательных
учреждений района, области, России
по организации и содержанию
гражданско-патриотического
воспитания
Представление позитивного опыта
учителей-предметников и кл. рук. по
реализации гражданскопатриотического воспитания
Развитие гражданско-правового
сознания на уроках
Проведение тематических классных
часов по направлению «Судьба
России – моя судьба»

Сроки

Ответственные

2019 -2020
учебный год

Администрация,

20202021учебный
год

Кл. руководители,
Зам. по УВР

Ежегодно

Заместитель
директора по
УВР

2019-2021

Учителяпредметники

учебный год
2019-2020
учебный год

Зам по УВР
Классные
руководители
28

Работа с
учащимися

Работа с
родителями

Знакомство учащихся с выдающимися 2019-2021
гражданами России и мира
учебный год

Классные
руководители

Проведение военно-патриотического
месячника
Проведение предметных недель

Ежегодно
февраль
Ежегодно

Участие в школьных и районных
патриотических смотрах и конкурсах

Ежегодно

Зам.директора по
ВР и уч. физ.кул
Заместитель
директора по УВР
замответстОБЖ
Заместитель
директора по ВР,

Проведение экскурсий
Организация проектной деятельности
«Моя родословная»
Обновление системы школьного
самоуправления

Ежегодно
Ежегодно

Проведение исследования по
изучению уровня воспитанности
учащихся
Проведение родительских собраний
Привлечение родителей к участию в
общешкольных мероприятиях
Участие родителей в организации
экскурсий

Ежегодно

Классные
руководители

Ежегодно
Ежегодно

Администрация
Классные
руководители
Классные
руководители

2019 -2020
учебный год

Ежегодно

Классные рук.
рук.руководители
Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР,

Ожидаемые результаты:
 наличие социального положительного опыта;
 наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;
 участие обучающихся в общественной деятельности школы, а так же в
деятельности общественных организаций;
 сформированность интеллектуального потенциала личности;
 сформированность нравственного потенциала обучающихся;
 сформированность основ коммуникативных навыков.
«Трудовое воспитание»
Цели:
1. Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
2. Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой
деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного
самоопределения.
3. Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной
деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к
творчеству.
Задачи:
 формирование у школьников позитивной установки по отношению к
труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
 воспитание
трудолюбия,
чувства
долга
и
ответственности,
целеустремлённости и предприимчивости, честности;
 развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать
свои знания на практике;
 формирование основ умственного и физического труда;
 вооружение школьников разнообразными умениями и навыками работы
на селе и в других сферах деятельности.
29

Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи,
соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
Для обучающихся 1- 4 классов
Цель трудового воспитания младших школьников - воспитание интереса к труду,
дисциплинированности, потребности в оказании помощи; формирование трудолюбия,
коллективизма. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:
 интерес к труду взрослых, разным профессиям; понимание значения
трудовой деятельности, трудовой деятельности в своем селе;
 бережное отношение к результатам труда людей;
 положительное отношение к труду, формирование умений доводить
работу до конца;
 соблюдение правил поведения в школе и вне ее, выполнение порученного
дела;
 формирование умений работать в коллективе;
 бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.
Учебный труд является основным для обучающихся начальных классов. На занятиях,
носящих преимущественно познавательный характер, учитель совершенствует и углубляет
знания, полученные обучающимися на уроках труда.
В педагогической практике встречаются следующие виды общественно-полезного труда
обучающихся начальных классов:
 ремонт книг;
 изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных
дидактических игр;
 благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая,
коридоры, и пр.), выращивание комнатных цветов, изготовление украшений к
Новому году; работа на пришкольном участке, в школьном дворе.
В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке класса,
дежурстве в школе; следят за сохранностью мебели; контролируют внешний вид.
Для обучающихся 5-9 классов
Цель трудового воспитания в подростковом возрасте – это создание благоприятных
педагогических условий для формирования мотивов трудовой деятельности, развитие
активности подростков. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач
воспитания:
 углубление познавательных интересов в процессе трудовой деятельности;
 развитие культуры труда, ответственности за свой труд;
 формирование трудового опыта в применении полученных знаний для
решения задач в социальной сфере класса, семьи, общества.
В учебном труде при изучении основ наук, через организацию факультативных занятий,
рассчитанных на углубленное изучение теоретических и политехнических основ трудовой
подготовки формируется профессиональный интерес к трудовой деятельности определенного
вида.
Реализации принципов активности, творческого характера труда способствует
организация работы кружков и секций по интересам. В процессе обучения формируется
трудовая активность подростков, проявляющаяся в интересе к занятиям трудом,
самостоятельности в выполнении трудовых заданий, стремлении к качественному их
выполнению, к совершенствованию культуры труда.
Самообслуживание и общественно-полезный труд включает в себя:
 уборку помещений;
 изготовление наглядных пособий;
 оказание социально-трудовой помощи инвалидам, ветеранам, престарелым;
 организация работы на пришкольном участке;
 проведение ознакомительных экскурсий на сельхозпредприятия своего села;
 проведение экологических мероприятий;
30

Производительный труд реализуется через участие подростков в работе на
пришкольном учебно-опытном участке; во временном трудоустройстве на период каникул.
Ожидаемые результаты:
Трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к
социально-мотивированному выполнению личностью своих учебных и общественно-трудовых
обязанностей в совместной деятельности.
 Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и
обязанностей перед государством и обществом.
 Воспитание уважения к труду, человеку труда.
 Повышение
уровня
социальной
активности,
гражданской
ответственности, духовности подростков.
Приложение 4.
Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса и
создание условий для их комплексной безопасности
Цель: предоставление всех возможностей школы для формирования психически
здорового, социально адаптивного, физически развитого выпускника.
Содержание работы:
1. Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и
обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного
процесса.
2. Сбалансированное горячее питание для обучающихся
3. Организация спортивных занятий школьников.
4. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы.
5. Рациональная организация учебного процесса в школе.
6. Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их
родителями, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового
образа жизни.
7. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.
8. Формирование потребностей здорового образа жизни.
Этапы реализации программы
Основная деятельность
Участники
Сроки
Ответственные
1 этап – подготовительный (сентябрь 2019г. – август 2020 г.)
1. Формирование
Педагогический совет
август
Директор,
психологической готовности к
зам.
положительному восприятию
директора по
данного
проекта.
УВР
2. Создание инициативной
Педагогический
август
Зам.
группы для разработки проекта.
3. Изучение научнометодической литературы, опыта
инновационных учебных
заведений по формированию
здоровьесберегающей среды.
4. Разработка концепции
Программы и плана мероприятий
по реализации программы на 2 и 3
этапах.
5. Изучение практики работы
педагогических работников по
данной проблеме.

коллектив
сентябрьоктябрь
Педагогический
коллектив

Творческие педагоги

сентябрьноябрь
сентябрьоктябрь

директора по
УВР
Зам.
директора по
УВР

Директор,
зам.
директора по
УВР
Зам.
директора по
УВР

31

6. Создание и программирование
сентябрьДиректор,
работы временной творческой
ноябрь
зам.
группы “Здоровье и
директора по
образовательная
среда”
УВР
7. Создание научноПедагогический
ноябрь
Зам.
методического обеспечения
коллектив
директора по
успешной реализации проекта.
УВР, старшая
(Экспертиза).
вожатая,
8. Анализ эффективности
ноябрь
Зам.
классные
сложившейся системы работы по
директора по
руководители
формированию
УВР
здоровьесберегающей
среды в
2 этап – проектно-диагностический
(август 2020 г. – август 2021 г.)
школе.
1. Анализ деятельности по
Педагогический
декабрь
Зам.
формированию
коллектив
директора по
здоровьесберегающей среды и
УВР
определения возможного
потенциала.
2. Обновление базы данных о
Классные
декабрь
Зам.
состоянии здоровья учащихся.
руководители
директора по
3. Мониторинг деятельности по
декабрьСоц.
УВР педагог
формированию
март
здоровьесберегающей среды.
4. Создание компьютерной базы
октябрьДиректор
данных о состоянии здоровья
декабрь
учащихся.
5. Создание банка методик
Педагогический
январьЗам.
психологической, педагогической, коллектив
апрель
директора по
медицинской диагностики и
УВР
мониторинга, реализации проекта.
6. Изучение позитивного опыта
Классные
ноябрь-март Зам.
здоровьесбережения учащихся
руководители
директора по
УВР
7.Моделирование образовательных Субъекты
ЯнварьЗам.
связей по здоровьесбережению
образовательного
апрель
директора по
процесса
УВР
3 этап – практический (сентябрь 2022 г. – август 2023 г.)
1. Обеспечение условий для
Администрация
В течение Директор
реализации Программы.
этапа
2. Реализация направлений
проекта.
3. Изучение и анализ
инновационной практики
педагогических работников в
реализации проекта.
4. Внедрение в практическую
деятельность новых форм
здоровьесбережения.
5. Организация постоянно
действующих научнопрактических, методических,
проблемных, психологопедагогических семинаров,
направленных на качественную
реализацию проекта.

Кл рук.

В течение
этапа
январь-май
2016

Зам.
директора по
УВР
Зам.
директора по
УВР

Пед. коллектив

В течение
этапа

Зам.
директора по
УВР

Субъекты ОП

В течение
этапа

Зам.
директора по
УВР

32

6.Информационно-консультативное Педагогический
В течение
Зам.
научно-методическое обеспечение коллектив
этапа
директора по
подготовки педагогических
УВР
специалистов к переходу в
инновационный режим работы по
проекту.
7. Внесение изменений и корректив Администрация
В течение
Директор
в нормативно- правовую базу
этапа
4 этап – обобщающий (август 2023– май 2024 г.)
1. Обработка и интерпретация
январь
Зам.
данных.
Педагогический
директора по
коллектив
УВР
2. Соотношение результатов
январь
Зам.
реализации программы с целями и
директора по
задачами.
УВР
3.
Обобщение опыта работы
февраль
Зам.
педагогических работников по
директора по
реализации
проекта.
4.
Разработка
методических
февраль- УВР
Зам.
рекомендаций по внедрению
март
директора по
инновационного
опыта.
УВР
5.
Проведение методического
Субъекты ОП
март-апрель Администрац
совещания по обобщению опыта.
ия
6. Презентация опыта по
Педагогический
В течение Зам.
формированию
коллектив
этапа
директора
здоровьесберегающей среды.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности
школьников.
3. Наличие приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в
двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей
Приложение 5
«Сотрудничество семьи и школы»
Пояснительная записка
Семья – естественная среда развития ребенка, ячейка общества Семья является
важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону
развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или
ином этапе его развития сыграла семья. В семье ребенок получает первые трудовые
навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт
заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных
материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.
У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Каждая отдельно взятая
семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное
на
кровнородственных отношений. У каждого из нас есть желание жить в дружной
благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии
детей
и
взрослых. Результатом взаимодействия
может
стать
не
только
воспитание
полноценного гражданина общества, но и подготовка к будущей собственной жизни.
Направление работы «Сотрудничество семьи и школы» призвана решить эту проблему в
рамках воспитательной программы.
Цели:
1. Развитие личности
школьника, совершенствование учебно- воспитательного
процесса через тесное сотрудничество с семьей родительской общественностью;
33

2. Формирование представления о семейных ролях.
3. Формирование социокультурных семейных ценностей.
Задачи:
1. Использование
воспитательного
потенциала
семьи.
Приобщение
к
положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на
примерах мирового искусства, а также
жизни известных семейных пар понятия о
благополучной семье.
2. Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
3. Формирование единой позиции семьи и школы.
4. Педагогическое просвещение родителей.
5. Формирование положительного отношения к школе, заинтересованности родителей проблемами образовательного учреждения.
6. Формирование психологических основ здоровых отношений в семье
Педагогическая миссия - в процессе воспитания системообразующих ценностей через
практику педагогическую поддержку, общение, взаимодействие.
Ожидаемые результаты:
 обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе
общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры, подготовить
личность, адаптированную к жизни в социуме и способную осуществлять
самостоятельную продуктивную деятельность;
 подготовка и отбор методического инструментария по организации
работы с семьей;
 знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;
 вовлечение родителей в процесс управления школы;
 привлечение к участию родителей в учебно-воспитательный процесс.
Пути реализации:
1.
Разработка системы единых требований и согласования основных
направлений школьного и домашнего воспитания;
2.
Проведение циклов тематических классных часов и внеклассных
мероприятий, библиотечных часов
по основным направлениям;
3.
Организация
лектория
для родителей «Школа семейного
воспитания»;
4.
Проведение совместных с родителями и учителями досугово развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий;
5.
Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий.
Содержание определяется социально- психологическим запросом, который выявляется
в ходе социально-психологического мониторинга, который проводится два раза в год.
Реализация направления создает условия для получения психологических знаний и навыков,
которые
необходимы для организации оптимального
межличностного общения и
взаимодействия.
Механизм реализации:
Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного
роста школьников. Так в первой ступени делается упор на развитие у детей любознательности,
доверия, чуткости; укрепление чувств уверенности в себе и понимание других; формирование
у них милосердия, сочувствия.
В деятельности учителей среднего звена приоритетно создание ситуации успеха,
свободы и самостоятельности ребят. Для них привлекательны разнообразие и
эмоциональность, создающие возможность самоутверждения. Главными задачами
самовоспитания является развитие самосознания и культуры общения, формирование чувства
собственного достоинства

34

РАЗДЕЛ 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ И ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ
ОЦЕНКИ И ДОСТИЖЕНИЯ
Повышение качества образовательных услуг:
 число общеобразовательных предметов, по которым проводится
государственная
(итоговая)
аттестация
обучающихся,
освоивших
образовательные программы основного общего образования, в форме
независимого оценивания;
 удельный вес численности педагогических работников школы,
прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации, от общего
числа педагогических работников школы;
 удельный вес численности педагогических работников, прошедших
курсы повышения квалификации;
 удельный вес и результативность педагогов, принимающих участие в
работе методических объединений, семинарах, конференциях, профессиональных
конкурсах муниципального и регионального уровня.
Развитие и поддержка талантливых детей:
 процент учащихся, обучающихся по программам дополнительного
образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся);
 процент учащихся, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах от
общего числа учеников;
 процент результативности учащихся от общего участия в конкурсах и
олимпиадах;
 процент вовлечённости обучающихся и педагогов в проектную
деятельность;
 количество участников и победителей различных конкурсов, проектных
работ;
 применение проектных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и
поведения:
 удельный вес учащихся задействованных в общественной жизни школы;
 наличие устойчиво-положительной гражданской позиции среди
учащихся;
 сформированность нравственного потенциала обучающихся;
 отсутствие случаев постановки на учет обучающихся школы в ПДН.
Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и
обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса:
 сокращение пропусков уроков обучающимися по болезни;
 удельный вес оснащенности спортивного зала в соответствии с
современными стандартами;
 удельный вес учебно-методических, информационно-наглядных средств
по спортивно-оздоровительной работе;
 удельный вес массово-воспитательных мероприятий, способствующих
оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития
ребенка.
Совершенствование
инфраструктуры
школы,
обновление
материальнотехнической базы в соответствии с необходимыми условиями, требованиями к
организации современного качественного образования:

35

 удельный вес автоматизированных образовательно-управленческих
операций; -удельный вес уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с
применением информационно-программной технологии обучения;
 удельный вес компьютеров, приходящихся на одного учащегося;
 обеспечение образовательного процесса современными программными
продуктами; - функционирование локальной сети;
 наличие единой информационной среды в школе.
«Совершенствование воспитательной системы школы»:
 динамика уровня воспитанности школьников;
 удовлетворённость родителей воспитательной деятельностью школы;
 активность обучающихся в воспитательных мероприятиях школы;
 процент участия школьников в системе самоуправления;
 доля учащихся, состоящих в детской общественной организации;
 доля учащихся, состоящих на различных видах учёта;
 методический уровень воспитательных мероприятий;
РАЗДЕЛ 6. ОЦЕНКА РИСКА И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ
Риски
1..Школа из-за своего
малочисленного контингента
может быть поставлена перед
выбором: быть закрытой или
найти путь сохранения и развития
2. Школа из-за дефицита
педагогических
кадров может
быть понижена до статуса
начальной.
3. Бюджетный дефицит

Возможные варианты решения
Школа может себя сохранить увеличением контингента
обучающихся за счет:
 рождаемости;
 патронатных семей;
 приемных детей.
 привлечение молодых специалистов из числа
выпускников школы;
- привлечение
молодыхсовместителей;
специалистов из
 привлечение внешних
числа выпускников
школы;
 мотивация
учителей-пенсионеров.
- привлечение
внешних
совместителей;
 рациональная экономия средств выделенных на
- мотивация
учителей-пенсионеров.
содержание
школы;
 привлечение внебюджетных средств;

4.Дефицит каких–либо учебников

 приобретение учебников на внебюджетные
средства.

5.Наличие альтернативных
услуг у соседней школы

 повышение качества учебно-воспитательной
работы;
 укрепление материально-технической базы
школы;
 - обеспечение детей путевками в детские
 -оздоровительные
повышение имиджа
школы.
лагеря;

6. Дефицит общения у
обучающихся со сверстниками

 активное участие в мероприятиях различного
уровня;
 участие обучающихся в международных
играх, конкурсах;
 участие учителей и обучающихся в научнопрактических конференциях;
 активное включение детей в сетевое
взаимодействие.
- активное участие в мероприятиях различного уровня;
36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».