1.1. Директор, заместители директора вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов
деятельности педагогических работников по вопросам:
соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по
обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
реализация федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных
образовательных программ;
реализация основных общеобразовательных программ уровней образования;
использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;
соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации
обучающихся, текущего контроля успеваемости;
использование материальных средств в соответствии с нормативами;
соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
другие вопросы в рамках компетенции администрации школы.
1.2. В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВШК
2.1. Целью ВШК является контроль результатов и состояния образовательной системы для обеспечение
ее стабильности и конкурентоспособности и получения информации для принятия внутренних
управленческих решений.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
- контроль реализации ФГОС и ФОП;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов,
принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их
предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников,
повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов
обучения, воспитания;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных
тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по
распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
- мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества
усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
- диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с целью выявления
отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;
- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.
2.3 Задачи ВШК в рамках реализации ФГОС и ФОП:
выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной
образовательной программы (ООП) требованиям ФГОС и ФОП;
определение уровня достижения предметных и метапредметных результатов и уровня
функциональной грамотности;
определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого
на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества
учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
2.4. Направления контроля:
контроль уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов;
контроль уровня функциональной грамотности;
контроль соответствия структуры и содержания ООП уровней образования требованиям ФГОС и
ФОП;
контроль уровня профессионального мастерства педагогических работников;
контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материальнотехнических, педагогических, информационно-методических и других).
2.5. Функции ВШК:
контрольно-диагностическая: оценка и сопоставление реального положения дел и нормативов;
коррективно-регулятивная: внесение изменений на основе полученной информации в
существующие планы и программы, содержание образования и используемые педагогические технологии;
стимулирующе-развивающая: использование контроля как инструмента развития школы
2.6. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы:
- планомерности;
- обоснованности;
- полноты контрольно-оценочной информации;
- открытости;
- результативности;
- непрерывности.
3. Виды и методы ВШК
3.1. ВШК может быть плановым и оперативным.
В плановом и оперативном контроле используются следующие виды контроля: тематический, класснообобщающий, персональный, комплексный.
Вид контроля
Содержание контроля
Тематический
Контроль отдельного направления. Например, контроль функциональной
грамотности
Классно-обобщающий
Контроль образовательного процесса в отдельном классе
Персональный
Контроль работы конкретного педагогического работника
Комплексный
Контроль по двум и более направлениям ВШК
3.2. Тематический контроль
3.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным направлениям деятельности школы.
3.2.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации,
коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности УУД, активизации
познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.
3.2.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному
вопросу, но и внедрение в существующую практику новых технологий обучения, новых форм и методов
работы.
3.2.4. В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности педагогических работников, обучающихся,
посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков; анализ школьной и классной
документации.
3.2.5. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
3.2.6. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях
совещаниях при директоре или заместителях.
3.2.7. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование
образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
3.3. Классно-обобщающий контроль
3.3.1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного
процесса в конкретном классе или параллели.
3.3.2. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно анализируется:
уровень образовательных результатов обучающихся;
уровень профессионального
мастерства
педагогических работников,
осуществляющих
образовательную деятельность в классе (параллели).
3.3.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемноориентированного анализа по итогам четверти, полугодия или учебного года.
3.3.4. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с
выявленными проблемами.
3.3.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами
классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.
3.3.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся малый педсовет, совещание при директоре
или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
3.4. Персональный контроль
3.4.1. Персональный контроль направлен на изучение педагогической деятельности отдельного педагога.
3.4.2. В ходе персонального контроля подвергается оценке:
уровень профессиональных компетенций мастерства;
владение различными формами и методами обучения, педагогическими и информационнокоммуникационными технологиями;
качество учебных занятий;
качество учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся;
результаты учебно-воспитательной деятельности;
результаты методической деятельности.
3.4.3. При осуществлении персонального контроля руководитель ОО имеет право:
знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с функциональными
обязанностями (журналами учета успеваемости, рабочими программами, планами воспитательной
работы и др.;
посещать уроки, учебные занятия внеурочной деятельности, занятия объединений дополнительного
образования;
проводить экспертизу тетрадей и работ обучающихся;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной
информации;
проводить социологические, педагогические исследования, в т. ч. в форме анкетирования и
тестирование родителей, обучающихся и педагогов;
делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля.
3.4.4. Педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
при несогласии оспорить результаты контроля.
3.4.5. По результатам персонального контроля деятельности педагогического работника оформляется
справка. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости,
предложения и рекомендации. Информация о результатах доводится до педагогического работника в течение
10 дней с момента завершения проверки.
3.5. Комплексный контроль
3.5.1 Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации по двум и более
направлениям ВШК.
3.5.2. Для проведения комплексного контроля создается рабочая группа, состоящая из членов
администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов под
руководством представителя администрации.
3.5.3.
Рабочая группа определяет цель, задачи контроля, разрабатывает план проверки,
распределяет обязанности между собой.
3.5.4. Перед каждым членом рабочей группы ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы
обобщения итогов комплексной проверки.
3.5.5. Педагогические работники знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки
в соответствии с планом работы образовательного учреждения, но не менее чем за 10 дней до ее начала.
3.5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором издается
приказ и проводятся педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях.
3.6. В рамках ВШК применяются следующие методы контроля
3.6.1. Методы контроля деятельности педагога:
анализ посещенных уроков;
анализ качества учебных заданий;
анализ образовательных результатов обучающихся;
анкетирование;
тестирование;
опрос;
собеседование;
наблюдение;
изучение документации.
3.6.2. При оценке деятельности педагогического работника в ходе ВШК учитывается:
выполнение ФГОС и ФОП уровня образования в полном объеме: прохождение материала в
соответствии с ООП уровня образования, проведение в полном объеме всех запланированных
мероприятий;
уровень сформированности УУД;
уровень сформированности функциональной грамотности;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержание учебного материала и составлять учебные задания (подбор
дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на
усвоение обучающимися системы знаний);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за
результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность;
способность обобщать, систематизировать свой опыт.
3.6.3. Методы контроля результатов образовательной деятельности:
административные письменные и устные контрольные работы;
анализ результатов проектной деятельности;
проверка и анализ документации, включая электронный журнал.
3.7. В ходе проверки электронного журнала осуществляется контроль по следующим направлениям:
своевременность отражения в журнале проведенных уроков и внеурочных занятий;
своевременность выставления отметок;
своевременности отметок о посещаемости уроков и внеурочных занятий;
контроль выполнения рабочей программы;
контроль заполнения раздела домашних заданий;
контроль домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям
по содержанию и объему.
4. Объекты внутришкольного контроля.
Направления проверяются через следующие объекты внутришкольного контроля:
Учебный процесс.
Образовательные программы
- структура и содержание образовательных программ;
- структура и содержание рабочих программ по предметам, элективных курсов,
программ внеурочной деятельности, программ дополнительного образования;
- выполнение программ.
Образовательные результаты
- уровень предметов результатов обучающихся;
- уровень метапредметных и личностных результатов обучающихся
качество подготовки обучающихся с ОВЗ, обучающихся «группы риска»;
- индивидуальная работа с одаренными детьми.
Образовательный процесс
- продуктивность работы учителя;
- качество внеурочной деятельности;
- консультации по предмету;
- объем домашнего задания обучающимися;
- тетради обучающихся;
- классные электронные журналы.
Воспитательный процесс. - уровень воспитанности учащихся;
- уровень общественной активности учащихся;
- качество работы классных руководителей;
- участие родителей в воспитательном процессе учреждения;
- качество традиционных общешкольных мероприятий;
- уровень здоровья и физической подготовки учащихся;
- качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми;
- планы воспитательной работы;
- протоколы родительских собраний;
- социальный паспорт классов/школы.
Методическая работа.
- методический уровень каждого учителя;
- методический уровень каждого классного руководителя, педагога
дополнительного образования;
- механизм распространения педагогического опыта;
повышение
квалификации
педагогов,
курсы
профессиональной
переподготовки;
- аттестация педагогов.
Научная
и -нововведения школы;
экспериментальная
- результативность нововведений;
деятельность.
Психологическое
состояние.
Обеспеченность учебновоспитательного процесса
необходимыми
условиями
- уровень подготовленности педагогов к инновационной деятельности;
- научно-исследовательская деятельность учащихся.
- степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей;
- психологическая подготовленность коллектива к решению какой-либо
проблемы;
- введению какой-либо новой структуры и т.п.
- охрана труда;
- санитарно-гигиеническое состояние;
- обеспеченность
учебно-техническим
оборудованием,
современными
техническими средствами обучения;
- кадровый состав.
5. Порядок проведения ВШК
5.1. ВШК в ОО осуществляется:
плановый: в соответствии с годовым планом работы ОО/планом ВШК;
оперативный: на основании обращений участников образовательных отношений.
5.2. План ВШК разрабатывается лицом/группой лиц, назначенным(и) руководителем ОО, и утверждается
распорядительным актом руководителя ОО. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в
начале учебного года на педагогическом совете.
5.3. ВШК осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения
административных работ. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным
планом, который является частью плана работы ВСОКО на учебный год.
5.4. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о
нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
5.5. ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о
ходе и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством
образования.
5.6. ВШК в виде административной контрольной работы осуществляется директором школы или его
заместителями по учебно-воспитательной работе с целью контроля образовательных результатов
обучающихся в ходе текущего и промежуточного контроля.
5.7. Правила организации ВШК:
ВШК осуществляют заместители директора под контролем директора ОО;
плановые проверки проводятся в соответствии с планом;
продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;
члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую
информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;
экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых случаях;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если
в месячном плане указаны сроки контроля.
5.8. Порядок посещения уроков и учебных занятий в рамках ВШК
5.8.1. Каждый из работников ОО, на которых возложена ответственность за осуществление ВШК, планирует
свою работу таким образом, чтобы иметь возможность еженедельно, кроме первой и последней недель
учебного периода, посетить уроки и учебные занятия.
5.8.2. План посещения уроков формируется на каждый учебный период (четверть) и доводится до сведения
педагогических работников не позднее первого учебного дня в учебном периоде.
5.8.3. При плановом посещении уроков и учебных занятий дополнительное информирование и
предупреждение педагогического работника о посещении урока не проводится.
5.8.4. При оперативном контроле представители администрации, на которых возложена ответственность за
осуществление ВШК, посещают уроки педагогических работников без предварительного предупреждения.
5.8.5. Результаты ВШК оформляют в виде аналитической справки. Справка по итогам ВШК включает
описание цели и задач контроля, аналитическую информацию, выводы и при необходимости рекомендации и
предложения.
5.8.6. По итогам ВШК организуется обсуждение итоговых материалов ВШК с целью принятия решений:
о проведении повторного контроля с привлечением специалистов-экспертов;
поощрении работников;
привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
иных решениях в пределах компетенции ОО.
5.9. Результаты ВШК могут использоваться для подготовки отчета о самообследовании в соответствии с
федеральными требованиями.
6. Связь ВШК и ВСОКО
6.1. ВШК – вспомогательный инструмент для организации функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее
процедуры. ВШК подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО.
6.2. Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО, и субъектами ВШК.
6.3. Результаты ВШК фиксируются справками, которые могут использоваться при подведении итогов
ВСОКО, в отчете о самообследовании результатов деятельности образовательной организации, публичном
докладе руководителя образовательной организации.
7. Документационное сопровождение ВШК
7.1. Документационное сопровождение ВШК в ОО включает:
распорядительный акт об утверждении годового плана ВШК;
план внутришкольного контроля на учебный год;
план-задание на проведение оперативного контроля;
распорядительный акт об организации внепланового мероприятия ВШК;
справки по результатам внутришкольных мероприятий плана;
распорядительный акт о результатах ВШК за учебный год;
справку о результатах ВШК за учебный год.
7.2. Состав документов ВШК ежегодно обновляется и утверждается
руководителем образовательной организации.