воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные действия;
антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего,
выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством
или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и
законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья,
имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также
семья,
где
родители
или
иные
законные
представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют
на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по
своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении, а также по их социально-педагогической
реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений
и антиобщественных действий;
профилактика
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и
иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении.
Общеобразовательное учреждение является частью системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учет в общеобразовательном учреждении несовершеннолетних
обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении
(далее – внутришкольный учет) – система индивидуальных
профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательным
учреждением в отношении несовершеннолетнего обучающегося и семей,
находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим
проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, а также не посещающих или систематически
пропускающих
по
неуважительным
причинам
занятия
в
общеобразовательном учреждении, принятие мер по их воспитанию и
получению ими общего образования;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и
оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в общеобразовательном учреждении
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних обучающихся – это коллегиальный орган, целью
которого является планирование, организация и осуществление контроля
за
проведением
профилактики
социально-опасных
явлений
(безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий).
I. Основные цели и задачи
2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью своевременного
выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении, оказания им социально-психологической и
педагогической помощи.
2.2.
Основные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и
устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая
реабилитация
несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений, других противоправных и (или)
антиобщественных действий, а также случаев склонения их к
суицидальным действиям.
2.3. Деятельность
общеобразовательного
учреждения
по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности, демократизма, гуманного
обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с
ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением
конфиденциальности
полученной
информации,
государственной
поддержки деятельности органов местного самоуправления и
общественных объединений по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности
должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних.
II.
Основания для постановки на внутришкольный учёт
3.1. Категории несовершеннолетних обучающихся, в отношении
которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, специальных учебновоспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие
вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
5)
совершившие правонарушение, повлекшее применение мер
административной ответственности;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с
которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об
амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда
признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие
уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого
наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в
отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
10)
условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания,
освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с
помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или
отсрочка исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной
системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных
учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные
деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или)
реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или
средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением
принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам,
исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с
лишением свободы.
3.2. Основаниями проведения индивидуальной профилактической
работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных
законных представителей являются обстоятельства, изложенные в пункте
3.1. настоящего Положения, если они зафиксированы в следующих
документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных
законных представителей об оказании им помощи по вопросам,
входящим в компетенцию Общеобразовательного учреждения по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя,
органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" как основания помещения несовершеннолетних в
учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
5) заключение,
утвержденное
руководителем
органа
или
учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб,
заявлений или других сообщений.
3.3. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в
которой родители (законные представители):
3.3.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и
(или) содержанию своих детей.
3.3.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;
отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в
противоправные
действия
(преступления,
бродяжничество,
попрошайничество, проституцию, распространение и употребление
наркотиков, спиртных напитков т.д.).
3.3.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение.
3.3.4. Имеют детей, находящихся в социально опасном
положении и состоящих на учёте в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав (далее- КДН и ЗП).
III.
Организация деятельности по постановке на
внутришкольный учёт или снятию с учёта
4.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с
учёта принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся (далее – Совет
профилактики).
4.2. Постановка или снятие с внутришкольного учёта может
осуществляться по представлению классного руководителя. (Приложение
1, Приложение 6).
4.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на
внутришкольный учёт секретарю Совета профилактики за три дня до
заседания Совета профилактики предоставляются следующие документы:
1) Заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных
законных представителей об оказании им помощи.
2) Постановление КДН и ЗП или подразделения по делам
несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее – ПДН).
3) Характеристика несовершеннолетнего (Приложение 2).
4) Справка о работе с несовершеннолетним и его родителями
(законными представителями), подготовленная классным руководителем.
5) Акт обследования материально-бытовых условий семьи (по
необходимости).
4.4. На заседании Совета профилактики обсуждается и
принимается план индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним и его родителями (законными представителями),
определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и
ответственные лица (Приложение 3).
4.5. Классный руководитель приглашает родителей (законных
представителей) на заседание Совета профилактики по вопросу
постановки на внутришкольный учёт их несовершеннолетнего ребёнка
(Приложение 4); а также доводит решение Совета профилактики до
сведения родителей (законных представителей), если они не
присутствовали на заседании Совета профилактики по уважительным
причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера
протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта.
4.6. Социальный педагог ведёт банк данных учащихся и семей,
состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДН и ЗП, ПДН.
4.7. Социальный
педагог
ежемесячно
проводит
сверку
списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на
учёте в КДН и ЗП, ПДН.
4.8. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с
внутришкольного учёта представляется информация ответственного
лица, назначенного Советом профилактики, о выполнении плана
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его
родителями
(законными
представителями),
с
обязательными
результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению.
IV. Порядок проведения индивидуальной профилактической
работы
5.1.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной
помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий,
способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям
или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения
ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.2. Классный
руководитель
разрабатывает
план
индивидуальной
профилактической
работы
с
данным
несовершеннолетним (Приложение 3).
5.3.
На несовершеннолетнего обучающегося заводится Карточка
индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на
внутришкольный учет) (Приложение 5). Карточка ведется социальным
педагогом, классным руководителем, по необходимости с привлечением
других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией
несовершеннолетних.
5.4. Классный руководитель проводит профилактическую работу и
контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего.
Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с
несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете.
5.5. Обо всех результатах контроля над несовершеннолетним
(пропуски уроков, нарушения дисциплины) родители (законные
представители) ставятся в известность классным руководителем. Если
пропуски
занятий,
плохая
подготовка
к
ним
становятся
систематическими,
родители
(законные
представители)
с
несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики, где
рассматриваются вопросы:
- невыполнения родителями (законных представителей) обязанностей
по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
- уклонение
несовершеннолетнего
от
обучения
(прогулы,
невыполнение домашних заданий).
5.6. Если в результате проведения профилактической работы
классным руководителем с несовершеннолетним и его семьей делается
вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и
его семье, Совет профилактики обращается с запросом о помощи
несовершеннолетнему и его семье в органы профилактики.
5.7. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой
школой, сами не занимаются проблемами ребенка, Совет профилактики
выносит решение об обращении с ходатайством в КДН и ЗП.
5.8. На заседание Совета профилактики классный руководитель
оформляет
представление
на
снятие
с
внутришкольного
профилактического учета несовершеннолетнего (Приложение 6), на
заседание
приглашаются
уведомлением
родители
(законные
представители) несовершеннолетнего обучающегося. (Приложение 4).
V. Основания для снятия с внутришкольного учёта
Индивидуальная профилактическая работа в отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи
несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным
действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати
лет,
или
наступления
других
обстоятельств,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 01.12.2004 № 150-ФЗ)
6.1. Основаниями снятия
несовершеннолетних обучающихся с
внутришкольного учета могут являться:
1)
позитивные изменения обстоятельств
жизни несовершеннолетнего,
сохраняющиеся длительное время;
2)
окончание обучения в общеобразовательной организации;
3)
перевод в иную образовательную организацию;
4)
достижение возраста 18 лет;
5)
сведения, поступившие из органов и учреждений системы
профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие
необходимость
в
дальнейшем
проведении
индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетним;
6)
устранение
причин
и
условий,
способствовавших
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным
действиям несовершеннолетних;
7)
факт оказания социальной и иной помощи, необходимой для
устранения обстоятельств, ставших основанием для признания
несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном
положении.
6.2.
Наступление
иных
обстоятельств,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации, которые служат основанием для
прекращения проведения индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетнего.
6.3.
Иными
обстоятельствами,
предусмотренными
законодательством Российской Федерации, в связи с которыми
несовершеннолетние подлежат снятию с профилактического учета, помимо
прочего могут выступать эмансипация в соответствии с положениями
Гражданского кодекса Российской Федерации, смерть несовершеннолетнего
или признание его безвестно отсутствующим, совершение преступления,
если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде
лишения свободы, помещение подростка в специальное учебновоспитательное учреждение закрытого типа.
6.4.
Для снятия обучающегося с внутришкольного учета необходимо
получение заявления от родителя (законного представителя) о снятии
обучающегося с внутришкольного учета при наличии постановки на
внутришкольный учет обучающегося по заявлению родителя.
Приложение
1 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся
на внутришкольный учет и снятие с
него
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения обучающегося)
обучающегося:
класса МКОУ «Казаковская ООШ»
Причина постановки на учет:
Считаем необходимым обучающегося:
(Фамилия, имя, отчество)
поставить
на внутришкольный учет. Составить план
индивидуально- профилактической работы с семьёй обучающегося.
Социальный педагог
/ФИО/
«
»
20
г.
Приложение
2 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся на
внутришкольный учет и снятие с
него
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Уровень обученности
Поведение в школе
Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет
Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми
дополнительное образование (кружки)
Вредные привычки
Интересы, увлечения и др.
Классный руководитель
Приложение
3 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся
на внутришкольный учет и снятие с
него
«ПРИНЯТО»
на заседании Совета профилактики безнадзорности
и правонарушений среди
несовершеннолетних
«
»«
» 20 г.
ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
с несовершеннолетним
№
1
года рождения
Мероприятия
Взаимодействие со специалистами
образовательного учреждения: (учителяпредметники, кл. руководитель и др.)
2
Учебно-воспитательная деятельность:
(учителя - предметники, педагоги дополнительного
образования и др.)
3
Работа с семьей
4
Совместная
деятельность со специалистами других
учреждений и служб профилактики (КДНиЗП,
ПДН, отдел опеки и попечительства, учреждения
дополнительного образования, спорта, культуры и
др.)
Классный руководитель
«
»«
» 20
год
Сроки
Ответственные
Приложение
4 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся
на внутришкольный учет и снятие с
него
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые
(Ф.И.О. родителей)
Администрация школы приглашает Вас "
"
20
г.
в МКОУ «Казаковская ООШ» на заседание Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних по вопросу постановки вашего сына (дочери)
ученик(ца)
класса
(Ф.И. ученика)
на внутришкольный учет.
Линия отрыва
С уведомлением о приглашении на заседание Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних ознакомлены
/
(подпись)
/
(число, месяц, год)
Примечание:
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо
нижнюю часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю.
Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание Совета
профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопрос
рассматривается в вашем отсутствии.
Приложение
5 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся на
внутришкольный учет и снятие с
него
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
(при постановке на внутришкольный учет)
Постановка
Снятие
1.
Ф.И.О.
2.
Школа, класс
3.
Домашний адрес и телефон
4.
Место фактического проживания
5.
Оставлен ли на второй год
6.
С какого времени учится в данной школе
7.
Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает):
Мать
Отец
Опекун
8.
Социальный статус семьи
9.
Черты характера подростка, явные и скрытые слабости
10.
Интересы и увлечения, склонности подростка
11.
Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию,
к школе, условия для занятий)
12.
Отношение к учебе, посещаемость занятий
13.
14.
15.
16.
Участие в общественной жизни класса
Участие в кружках, клубах, секциях
Участие в общественно полезном труде
С кем дружит (в школе, по месту жительства)
17.
Кого считает авторитетом и почему
18.
19.
20.
Характерные отношения с товарищами (подчеркнуть): равенство,
зависимость, руководящее положение.
Состоит ли на учете в КДН и за что
Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
21.
22.
23.
Место и время совершения проступка
Мера наказания
Планируемые основные направления работы с подростком
24.
Успеваемость в текущем году
Повт
Приложение
6 Положения о
постановке
несовершеннолетних обучающихся на
внутришкольный учет и снятие с
него
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА
Фамилия
имя
обучающегося
класса
отчество
года рождения,
состоящего на внутришкольном учете
(дата постановки, основание, причины)
В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:
с учетом мнения
(ГПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)
считаем необходимым обучающегося
класса с внутришкольного учета снять.
Председатель Совета профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних
Классный руководитель
«
»«
» 20
год.